Объединенное бюро кредитных историй

В 2004 году компания Experian, являющаяся ведущим оператором КБ в мире и «Интерфакс» – крупнейшее информагентство в РФ объявили о создании бюро кредитных историй под названием «Экспириан-Интерфакс». Это было одно из первых БКИ, которое Центробанк официально зарегистрировал. Уже к 2006 году в Экспириан-Интерфакс хранилось более 1 миллиона досье. В 2009 году в состав владельцев данного бюро вошел государственных банк Сбербанк, а с 2011 г. оно стало называться ОБКИ – Объединенное бюро кредитных историй. Сегодня это крупнейшая организация, занимающаяся сбором сведений о займах российских граждан в стране.

ОБЪЕДИНЕННОЕ БЮРО КРЕДИТНЫХ ИСТОРИЙ

Объединенное бюро кредитных историй: схема работы и особенности

В хранилищах ОБКИ содержится 170 миллионов досье на 58 миллионов заемщиков банков со всех регионов страны. В отличие от таких организаций, как ООО «Межрегиональное бюро кредитных историй», которое охватывает лишь Тюменскую область и урало-Сибирский регион, ОБКИ распространяет свое влияние на всю территорию страны. Оно сотрудничает с более чем шестью сотнями банковских организаций, страховщиков, мобильных операторов и микрофинансовых организаций. Работа бюро организована таким образом, чтобы клиенты могли получать необходимую им информацию в режиме онлайн в течение всех суток в любой день недели. Среди всех своих преимуществ главным в ОБКИ считают предоставление возможности банкам наиболее объективно и полно оценивать риски, связанные с сотрудничеством с тем или иным клиентом. Как правило, обычные БКИ действуют по такой схеме:

  1. после обращения клиента в банк, кредитор с его разрешения обращается в БКИ-партнер для получения кредитного досье потенциального заемщика;
  2. БКИ формирует ответ на сновании данных, предоставленных ему ранее банками-партнерами, и отправляет его в кредитору;
  3. опираясь на данные отчета из БКИ, банк определяется с решением о выдаче клиенту кредита или отказе.

Недостатком такой схемы работы является то, что круг банков-партнеров каждого БКИ ограничен и информация, которую оно предоставляет, может быть неполной.

На сегодняшний день в России существует около 23 БКИ, и заключить договора сотрудничества, а затем запрашивать у всех них информацию банк просто не в состоянии. Таким образом, риск банка при выдаче займа остается достаточно высоким, несмотря на возможность запросить кредитную историю.

Схема, по которой работает объединенное бюро кредитных историй, выглядит так:

  1. после обращения клиента в банк, кредитор с его разрешения обращается в ОБКИ за кредитным досье потенциального заемщика;
  2. ОБКИ запрашивает данные о человеке в ЦККИ, откуда приходит отчет о том, в каких БКИ хранится его кредитная история;
  3. ОБКИ отправляет запросы в другие организации для получения более полной картины о платежной дисциплине заемщика;
  4. на основании собранных данных ОБКИ отправляет отчет в банк;
  5. опираясь на отчет из ОБКИ, банк принимает решение о кредитовании клиента или отказе.

Кредитная история

Совместная работа ОБКИ и СПАРКа

В этом месяце ОБКИ совместно с МИГ «Интерфакс» пустили в работу ПО, которое позволяет пользователям СПАРКа получать информацию КИ в режиме онлайн. Физические и юрлица (как кредиторы, так и все остальные) могут получать информацию из БКИ с разрешения субъекта КИ. Теперь топ-менеджмент предприятий, специалисты по кадрам, сотрудники ОБ и другие подписчики СПАРКа смогут в рамках системы запрашивать данные из ОБКИ для своих нужд.

Такая функция может быть полезна тем, кто комплексно оценивает кандидатов на ответственные должности или потенциальных партнеров – индивидуальных предпринимателей. Платежная дисциплина является важным показателем общего уровня ответственности человека. Помимо кредитных данных в отчете ОБКИ, передаваемом через СПАРК будет указываться персональная скоринговая оценка заемщика, рассчитанная на основании данных его платежного досье.

Выбрать лучшее предложение по ипотеке

Рассчитать платежи по ипотеке онлайн

Полезные материалы